Принесите Господеви сынове Божии,
принесите Господеви, сыны овни.
Принесите Господеви славу и честь (Пс.28,1).
 Сайт    экономиста    Александра    Князева,
директора Института инвестиционных форм
ОАО "НИИ Инвест"


 

XI Всемирный Русский Народный Собор

 

Стенограмма заседания I секции 6 марта 2007 года

 

 

«Природные ресурсы — путь к богатству или бедности? Перспективы экономического развития России»

(извлечение)

 

Руководители секции — заместитель Главы ВРНС, Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл; Панина Елена Владимировна, заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму.

Выступление Шашкина Павла Александровича, сотрудника секретариата Отдела внешних церковных связей по взаимоотношениям Церкви и общества

Сегодня в этом зале уже много говорилось о природных ресурсах, о растущем разрыве доходов между богатыми и бедными. Эта тема, на мой взгляд, имеет самую тесную связь с проблематикой, к которой обратился предыдущий Собор. А именно с темой концепции прав человека, ее интерпретацией. В своем выступлении мне бы хотелось обратить особое внимание на ту парадигму не только экономическую, но и ценностную, которая лежит в основе политики так называемого золотого миллиарда международных экономических отношений. Парадигма, которая усиленно навязывается не только современной России, но и многим развивающимся странам. А парадигма эта неолиберальная, которая диктует свою логику экономического и политического развития, весьма далекую от традиционных ценностей христианской цивилизации.

Так, неолиберальное понимание прав человека (я сознательно делаю акцент на слове неолиберальное, поскольку от классического либерального понимания прав человека западная политическая элита постепенно отходит) уже стало своего рода библией глобализма, проекта, направленного на захват власти и навязывания так называемых гуманистических ценностей всему человечеству. По сути, неолибералы подвергают ревизии не только традиционные взгляды на государство, нацию, мораль, но и фундаментальные либеральные ценности, в том числе в сфере экономики. Конечно, важно различать глобализацию как естественный процесс сближения интеграции народов, и глобализацию как идеологический проект, направленный на навязывание единой системы ценностей.

Что же происходит, на мой взгляд, под маской экономической глобализации, в том числе в нашей стране? Происходит явное циничное попрание прав человека, политических и социально-экономических. Причем, под лозунгом их защиты. Во-первых, ситуация в современном мире характеризуется очевидным кризисом демократии. Важнейшие решения в экономической и политической сферах принимаются не либеральными политиками, а чиновниками международного уровня. Руководством транснациональных корпораций. Затем эти решения навязываются большинству стран мира под лозунгом безальтернативности. Это касается как сферы международных отношений, где открыто попирается принцип суверенного равенства государств, так и внутригосударственного устройства органов власти, где происходит резкое снижение роли представительных органов власти в принятии решений. Цель — максимальная концентрация политической власти и материальных ресурсов. Это вопрос взаимодействия и взаимоотношений власти и собственности.

Результат, как правило, один — разрушение социальной сферы, тотальная приватизация фактическая потеря национальных правительственных рычагов управления, экономическая и политическая маргнинализация большинства населения. Эта картина общая для очень многих стран третьего и второго мира.

Во-вторых, существующая неолиберальная модель экономического развития явным образом нарушает экономические и социально-культурные права человека. Причем, с точки зрения международного права, нарушение так называемыми международными финансовыми организациями, Всемирным банком, международным валютным фондом общепризнанных стандартов прав человека при проведении экономической политики является нарушением принципов, имеющих верховенство над другими международными обязательствами, в частности, является прямым нарушением всеобщей декларации прав человека. Тех целей, ради которых эти институты создавались ООН.

Приходится констатировать, что формируемое неолиберализмом социальное неравенство постепенно приобретает новые агрессивные формы, где неприемлемый уровень бедности соседствует с высоким уровнем благосостояния небольшой группы населения. В свою очередь экспансия экономического глобализма неизбежно выливается в военно-политическую экспансию развитых стран, неоколониализм. Суть данной парадигмы заключается в том, что человек рассматривается в качестве товара в условиях рыночной экономики. Одновременно снижается роль национальных проектов в обеспечении гармоничного устойчивого социального развития, проводится в жизнь политика монитаризма, как правило, направленная на постепенный уход государства из сферы регулирования экономики, тотальную приватизацию, создание нерегулируемой рыночной экономики. Главная ставка при этом делается на частный капитал и нерегулируемые рынки с целью концентрации ресурсов и содействия экономическому росту. Это обычная схема. В результате, ставя во главу угла капитал, неолиберализм рассматривает все в качестве товара, имеющего свою цену, централизует жизнь во имя стяжаний и конкуренцию, которую провоцирует как на внутриполитической арене, так и в межгосударственных отношениях.

Неолиберальная парадигма глобальных свободных рынков способствует концентрации невиданного ранее количества материальных ресурсов в руках незначительного меньшинства людей. Здесь уже приводились данные российской статистики, а по мировой статистике на 20% наиболее богатых людей в мире приходится 86% потребления всех товаров и услуг. Ежегодный доход одного процента богатых в мире равен ежегодному доходу 57% бедных. В центр общественной жизни поставлен культ денег, стандарты монитаризма, экономический рост, нацеленный на концентрацию капитала. Экономический рост сам по себе рассматривается как некая панацея, в том числа в решении проблем бедности. При этом почему-то забывают сказать о том, что рост доходов государства сам по себе проблему не решает без создания эффективной системы распределения полученных доходов во благо всего общества в целом. Российский стабфонд тому яркий, но далеко не уникальный пример.

Давление, оказываемое в целях поддерживать кредитоспособность и конкуренцию на глобальном рынке наносит ущерб политической воле в национальном правительстве инициировать и проводить в жизнь сильную социальную политику. Разрушение системы социального обеспечения, сокращение бюджетных расходов на здравоохранение и образование подтверждает тот факт, что национальные правительства по всему миру, и наша страна здесь не исключение, теряет контроль над своими финансовыми бюджетами проводимой политики.

Хотел бы обозначить ряд принципов неолиберального глобализма, нарушающие, на мой взгляд, общепризнанные социально-экономические права человека. Назову лишь некоторые из них. По мнению неолибералов, глобалистов, существующий мир состоит из индивидуумов и корпораций, которыми двигают их частные интересы. Поэтому общество представляет собой простую совокупность эгоистических интересов. Коллективные права человеческих сообществ в этой ситуации защите не подлежат.

Экономический рост посредством создания так называемых свободных рынков является первостепенной задачей. Только посредством данной экономической модели возможно искоренение бедности и обеспечение устойчивого развития, что, очевидно, не совсем так. Экономический рост требует созидательного разрушения, при котором неэффективным видам деятельности позволяется погибнуть, уступая место успешным предприятиям, использующим передовые технологии. Это классическая шоковая терапия, которую наша страна тоже прошла в начале 90-х.

Наконец, нерегулируемая рыночная экономика всегда более экономически эффективна, чем государственное регулирование. Тоже довольно сомнительный постулат, потому что он противоречит важнейшему праву человека — праву на достойное управление через демократические государственные институты. В конце концов государство является просто на просто инструментом общества. И оно гораздо более открыто и транспорентно, подотчетно обществу, по крайней мере, в теории, чем частные корпорации.

Наконец происходит централизация свободного рынка, свободной торговли, которыми управляет якобы невидимая рука, по выражению … Очевидно, что такой невидимой руки не существует, а вот свободные рынки в действительности контролируются транснациональным капиталом и действуют под давлением международных финансовых корпораций.

Необходимость альтернативы неолиберализму, основанному на уважении национальных и религиозных традиций, солидарности и социальной справедливости, очевидна. Она осознается не только в православном мире, но и в католической церкви и протестантским сообществом. Нужен альтернативный проект модернизации. В противном случае конфликт неизбежен, но это будет не пресловутый конфликт цивилизаций, на мой взгляд, а глобальное противостояние золотого миллиарда и всего остального человечества.

Какой же ответ может дать христианство на это? Думается, что таким ответом должна стать концепция социального консерватизма, основанная на принципе сочетания идей сильного социального государства и патриотизма, укорененном в христианском универсализме. По точному выражению владыки Кирилла, общение многообразие и свободное сотрудничество целостных общин, хранящих свои традиции, свой образ жизни, может быть нашим ответом на вызов унификации и глобализации. Необходим равный партнерский диалог (подчеркну, диалог, а не слияние, с религиозными, философскими традициями, противостоящими неолиберальной унификации и нравственному реликтивизму. Русская православная церковь может и призвана возглавить этот процесс в нашей стране.

Альтернативная глобализация, построенная на принципах солидарности, справедливого распределения экономических благ и равного доступа всех людских сообществ к политической власти, материальным ресурсом может стать реальностью, и это отнюдь не утопия. Во-первых, для устойчивого развития, которое не может обеспечить существующая глобальная экономическая система, необходимо возрождение института сильного национального государства. Необходимы независимые политики, независимое общественное мнение, национальная идеология, основанная на идее корпоративности, преемственности поколений, где ответственность не только перед земными судьями, но и перед высшим судьей. Иными словами, нравственный, духовный традиционализм, политический по форме и религиозный по содержанию.

Во-вторых, эти государства должны быть социальными, то есть стремящимися к социальной справедливости, общественной интеграции и созданию возможности для персонального развития. Иными словами, опирающиеся на христианские ценности в политике и экономике. Приведу известные слова экономиста Норберта Нойхауза «Социальная рыночная экономика не низводит государство до положения ночного сторожа, как при либеральном капитализме, но предусматривает сильное, самосознательное государство, которое заботится об общем благе и обеспечивает экономическую, социальную функцию конкуренции. Построить такое государство на глобальном уровне, мировое государство это, действительно, утопия. Такое государство может существовать только на национальном уровне и опираться на национальные традиции, имеющие, как правило, религиозные истоки. Применительно к популярной сейчас идее суверенной демократии это означает, что только развитая национальная экономика и политическая система позволяют стране сохранить свой суверенитет. Национальный суверенитет не может быть обеспечен не национальной экономикой, тем более экономикой транснациональной. Он является очевидной помехой на пути к над национальной власти экономических кланов, не заинтересованных в демократии, которая объективно существует только в рамках национального государства. В противном случае потребовалось бы создание официального мирового правительства, формируемого демократическим путем, что в обозримой перспективе представляется мало вероятным.

Рост ВВП, тем более, если он достигается во многом за счет высоких мировых цен на углеводороды и развитие добывающей промышленности в ущерб остальным отраслям, в этом контексте не является для нашей страны панацеей, не решит проблему разрыва доходов богатых и бедных. Необходим механизм справедливого распределения нефтегазовых сверхприбылей. Только в этом случае рост экономики будет гарантировать национальные суверенитеты и интеграцию в мировую экономическую систему на равных правах. А это и есть социальный патриотизм суверенной демократии, если угодно.

Доходы от сырьевого экспорта должны быть направлены на реиндустриализацию нашей экономики, промышленный потенциал которой за последние 15 лету упал до опасно низкого уровня. На мой взгляд, лозунгом для должна стать именно реиндустриализация страны. Реиндустриализация — прямая государственная поддержка ведущих отраслей экономики, необходимо сделать новым национальным проектом. И ключевым моментом здесь является опора на развитие реального сектора экономики, передовых технологий, а не реализация проектов пресловутой энергетической империи, обреченной на очевидный и скорый провал. Последние события на пространстве СНГ тому пример.

Нам необходимо реализовать свой собственный национально-экономический проект, в котором нравственными мотивациями труда будут служить традиционные для нашей страны моральные ценности, взаимопомощь и солидарность, выраженные в преодолении социального разделения при объединении людских и материальных ресурсов во имя блага как конкретной личности, так и общества в целом, учет не только личных, но и коллективных прав при планировании и приведении в жизнь экономических проектов. Только в этом случае развитие реального сектора экономики, справедливое распределение доходов внутри общества с целью достижения социальной справедливости, поддержания малоимущих слоев населения, базирующихся на общей системе ценностей, станет основой для возрождения экономического, политического и военного суверенитета Российской Федерации.

Необходимо также признать, что эффективное управление экономикой в существующих условиях возможно только при условии официального признания приоритетной роли государства в ведущих отраслях. В том, что раньше называлось командные высоты в экономике. В остальном государства, будучи инструментом общества, обязаны обеспечить гармоничную реализацию демократически сформулированного проекта развития, должно проводить политику, гарантирующую доступ для всех слоев общества к товарам и ресурсам, справедливое распределение доходов и материальных благ. Актуальным также является воспитание социальной ответственности предпринимательского сообщества и создание нравственной атмосферы в обществе с целью развития национального производства и модернизации экономики. Любые ресурсы, которыми располагает общество, должны быть использованы для улучшения положения человека и развития его духовного потенциала. Важно обеспечить большую корпоративную социальную подотчетность частного бизнеса, гарантируемого через внедрение механизмов социальной ответственности. Напомню, что именно с этой целью   VIII Всемирным Русским Народным Собором был принят свод нравственных принципов и правил хозяйствования, получивший широкую поддержку экономической и политической элиты страны.

Завершая свое выступление, хотел бы еще раз сделать акцент на том, что проблема бедности зависит не только от того, что именно превалирует в экономике страны, сырьевой сектор или реальный сектор экономики. Стабильное суверенное государство невозможно без доверия между различными слоями населения, а при таком разрыве в уровне жизни между богатыми и бедными ни о каком доверии и единстве элиты и народа речь идти не может. Причем, чем больше разрыв, а разрыв, как показывает статистика, из года в гол только увеличивается, тем меньше доверия. Это очевидно. Вывод необходимой модернизации государства на принципах солидарности, справедливого распределения экономических благ и равного доступа всех активных слоев общества к политической власти и материальным ресурсам, а это невозможно сделать без активной социальной роли русской православной церкви как института, объединяющего на основе общих ценностей подавляющее большинство российского населения. Спасибо.

 

[ Конец выступления Шашкина Павла Александровича, сотрудника секретариата Отдела внешних церковных связей по взаимоотношениям Церкви и общества ]

 

  Москва. 6 марта 2007 года

 

Источник информации: http://vrns.ru/arhiv/11_vrns_1_sec.htm

 

 


copyright © 2007:2009 экономист Александр Князев

 Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет           ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU
Hosted by uCoz